Бібліотека поета / Библиотека поэта - Шашкевич М.С. - Твори / Сочинения [1960, DjVu, UKR]

Статистика раздачи
Размер:  1.4 MB   |   Зарегистрирован:  1 месяц 7 дней   |   .torrent скачан:  28 раз
Сиды:  2
Автор
Сообщение

Scaramucciа

Top Seed 04* 320r

Стаж: 7 месяцев

Сообщений: 847

flag

Scaramucciа · 12-Окт-18 01:56 (1 месяц 7 дней назад, ред. 14-Окт-18 23:22)

 

Твори / Сочинения
Год издания: 1960
Автор: Шашкевич М.С.
Жанр или тематика: сборник, поэзия
Издательство: Радянський письменник
Серия: Бібліотека поета / Библиотека поэта
Язык: Украинский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 174
Описание:
Творчество М. Шашкевича была первым по времени звеном прогрессивного направления в развитии литературы на западноукраинских землях.
Из вступительной статьи
Из вступительной статьи (в переводе на русский, кроме поэзии):
Украинский прогрессивная культура не могла развиваться. Австрийские правящие круги осуществляли в Галиции политику германизации. Официальной языком был немецкий. Польские паны, которые давно хотели присвоить эти земли, пытались ополячить украинское население. В этом им помогали украинское панство и униатское духовенство, которое прислуживало австрийскому правительству, польской шляхте и Ватикану.
Чтобы облегчить себе эксплуатацию крестьянства, ослабить его свободолюбивые стремления и освободительную борьбу, денационализировать украинское население и утвердить свое господство в Галиции, иностранные захватчики вместе с украинским панством и униатской церковью изо всех сил пытались разорвать связи Галиции с Украиной и единокровной Россией. Изобретались лживые «теории» об отдельности Галичины и ее народа, игнорировалась историческая общность с Украиной и Россией, преследовались всякие связи с ними.
Образование, даже в сельских школах, велось на немецком и польском языках. Литература, проникнутая клерикализмом и почитанием монархии, была крайне отсталой. О жизни народа в ней и не упоминалось. К тому же так называемые «образованные» слои писали удивительным «язычием», - смесью польских, церковно-славянских, русских и украинских слов и оборотов.
Церковная униатская верхушка пыталась в духе политики австрийских властей, Ватикана и польской шляхты отвлечь семинаристов от всего народного. В семинарии почти не было слышно украинского языка, к нему относились пренебрежительно. На официальных собраниях речи произносились на латинском, немецком или польском языках. Даже лекции читались на польском языке. Между собой семинаристы говорили обычно по-польски. Нарушая это правило, Шашкевич и его товарищи говорили, выступали и писали на украинском языке. За это реакционно настроенные семинаристы, проявляя свое презрение ко всему украинскому, «русинскому» (называя «хлопским»), наименовали Шашкевича и его Друзей «русской троицей». Молодые поборники украинской культуры и языка не отвергли этого названия.
Отстаивание украинского народного языка было в это время общественно-важным делом. Эксплуататорские классы украинского общества с презрением относились к нему, сами пользовались немецким и польским языками. Мещанство и униатские попы тоже говорили почти исключительно по-польски.
Подобные тенденции проявлялись и в литературе. Выдвигались требования, чтобы украинскую письменность вообще перевести на польский алфавит. Все это делалось с целью оторвать украинское население Галиции от единокровного украинского народа, от России. Народные массы Галиции сопротивлялись этой реакционной политике. Народ хранил свой язык, устное поэтическое творчество; благодаря этому, а также памяти об исторических традициях он постоянно чувствовал свою общность с Украиной, с русскими братьями. Вопрос борьбы за сохранение украинского языка и утверждения его прав как языка литературного перерастал в вопросы политические, связанные с борьбой против социального и национального порабощения и за укрепление связей с единокровным украинским и братским российским народом. В этом направлении развивалась деятельность М. Шашкевича и членов его кружка, которая в тогдашних конкретно-исторических условиях имела прогрессивный характер. Клерикалы и другие реакционеры понимали, что деятельность Шашкевича касалась не только языковых и литературных вопросов, а имела более широкий смысл, и потому относились к изданиям Шашкевича с подозрением и враждебностью, преследовали и запрещали подготовленные им сборники.
Еще в 1833 году кружок подготовил рукописный сборник «Сын Руси», в которую вошли образцы народно-поэтических произведений и некоторые стихи Шашкевича, в том числе «Слово к почитателям русского языка» с призывом к молодежи объединиться для патриотической работы на благо народа:
Разом, разом, кто сил має.
Гоніть з Русі мряки тьмаві.
Зависть най нас не спиняє.
Разом к світлу, други жваві.
Это был один из первых образцов украинской поэзии на родном языке в Галиции.
С не меньшей силой общественные и патриотические чувства звучат в прекрасном стихотворении «Русская речь» (название условное), направленном против реакционной интеллигенции, тех панов и попов, которые надменно называли народный язык «холопским» и говорили по-польски или по-немецки, считая это признаком своего превосходства:
Руська мати нас родила,
Руська мати нас повила,
Руська мати нас любила,
Чому ж мова ей не мила?
Чом ся нев встидати маєм?
Чом чужую полюбляєм?..
Примеры страниц
Оглавление
Доп. информация:
Источник: Гуртом.
Зарегистрирован:
  • 12-Окт-18 01:56
  • Скачан: 28 раз

Скачать .torrent

2 KB

Тип: обычная
Статус: проверено
Размер: 1.4 MB  ·  magnetA6F66B943448BB8B4382FE2A2FDAA8F72DA3EE15
  • Свернуть поддиректории
  • Развернуть
  • Переключить
  • Увел./умен. окно
загружается...
Ипостась Скарамуша и Абсурдмэна.

bot · 12-Окт-18 12:58 (спустя 11 часов)

Тема была перенесена из форума Русская литература в форум Художественная литература на других европейских языках
pretenders
 
 
All rights reserved © 2017-2018
Loading...
Error